В рамках федеральной программы «Большие гастроли» Омский театр драмы приехал в Московский театр им. Е. Вахтангова
Театр имени Е. Вахтангова в рамках масштабной федеральной программы «Большие гастроли» принял Омский театр драмы, который привёз в Москву свои спектакли: «Время сэконд хэнд», «Синяя борода», «Искупление», «Incognito», «Правда — хорошо. А счастье лучше», «Три товарища».
У Омского театра драмы и у Театра им. Вахтангова сложились особенные отношения. Во время Великой отечественной войны в Театр им. Вахтангова попала бомба, и труппу эвакуировали в Омск. Московская и омская труппы сдружились, и даже существует такое понятие, как «Омсква». Театр им. Вахтангова благодаря Омскому театру функционировал в эвакуации все годы войны.
На конференции, посвящённой «Большим гастролям» Омского театра драмы, присутствовал Народный артист СССР, знаменитый советский и российский актёр театра и кино Василий Лановой.
— Омский театр связан ещё с именем актёра Михаила Ульянова, — говорит директор Омского театра Виктор Лапухин. — Когда Театр Вахтангова возвращался в Москву, Михаил Ульянов работал при студии Омского театра, а она являлась официальным учебным заведением по решению советского правительства. Закончив обучение в этой студии, Михаил Ульянов уехал в Москву, поступил в Щукинское театральное училище и остался на всю жизнь работать в Театре им. Вахтангова. Недавно мы открыли памятник Михаилу Александровичу рядом с парадным входом в наш театр.
Омскому театру 145 лет. Статус академического ему присвоен ещё в советское время. Театр награждён Орденом трудового Красного знамени. Омский театр — один из передовых театров страны, он не отстаёт от театральной жизни, в том числе и от многих московских театров. Здание, в котором Омский театр расположен — это памятник федерального значения, он построен в 1905 году в центре города. В настоящее время театр шестикратно награждён премией «Золотая маска», а всего в театрах города Омска восемь таких наград: ещё две в театре кукол. В 2011 году на фестивале в Ярославле театр был отмечен Премией правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. С тех пор театр получает Президентский грант.
— Наш легендарный спектакль «У войны — не женское лицо», который мы ставили в 1985 году, был выдвинут на Государственную премию, — вспоминает Заслуженная артистка России Татьяна Филоненко. — Мы привезли его в Москву, работали на сцене Малого театра. Спектакль был принят хорошо. Когда мы приезжали в Москву и останавливались в гостинице «Россия», с нами по соседству жила сама Светлана Александровна. И как раз на московской сцене шёл спектакль «У войны не женское лицо». С тех пор нашим Омским театром у Светланы Александровны до сих пор сохранились тёплые дружеские отношения. Именно наш театр получил в тот раз Государственную премию: должно быть, на членов комиссии мы произвели впечатление своей «народностью», простотой, вниманием к обычному человеку, которое присутствует в творчестве автора.
В октябре Омский театр драмы представил московскому зрителю шесть спектаклей.
— С Омским театром у нас подписан бессрочный договор о творческом взаимодействии и сотрудничестве, — говорит Кирилл Крок. — Мы дали обязательство, что раз в два года Театр Вахтангова будет приезжать в Омск. Мы стараемся выполнять это обязательство. Когда мы подписывали этот договор, мы не думали, что вскоре у Театра Вахтангова будет такой плотный гастрольный график.
В числе омских гастрольных постановок – «Время сэконд хэнд» по одноимённому документальному произведению Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе.
«Время сэконд хэнд» — это документальная проза. По большей части я ставлю прозу, а не драматургию, потому что в драматургии присутствует момент «обслуживания» пьесы, и из-за этого нет такого простора для фантазии, для продумывания деталей, какой есть в прозаических произведениях. Когда персонаж на сцене хочет показать чувства — то это не чувства героя книги, это чувства актёра, которые он испытывает при столкновении с текстом автора. Не хотелось бы тексты Алексиевич представлять «игровым» способом, как в кино, от этого утрачивается их глубина, подтекст. Я проявляю внимание к деталям, додумываю, стараясь воспроизвести на сцене именно ту атмосферу, те чувства, которые есть в текстах Алексиевич. Я считаю, что в документальном театре недопустимы мелкие, поверхностные образы. Я сторонник того, чтобы человек рассказывал человеку о человеке, а в таком случае само понятие «образ» становится неуместным.
Благодаря Федеральной программе «Большие гастроли» зрители могут увидеть лучшие спектакли театров со всей России: как признанные постановки, так и премьерные. Спектакли предназначены как для взрослых, так и юных зрителей — в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодёжи».
— Уже второй год мы активно поддерживаем гастроли региональных театров по всей стране, — говорит Генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова, — в том числе региональные гастроли на столичных площадках. «Большие гастроли» охватывают всю страну, у нас много планов. На 2019 год поступило множество заявок, и мы должны их рассмотреть.