Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

В конце мая Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представит свои спектакли
на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. Двухдневные гастроли
состоятся в рамках федеральной программы «Большие гастроли».
Столичные артисты покажут красноярцам два спектакля: 26 мая – оперетту Иоганна
Штрауса «Летучая мышь», 28 мая – оперу Умберто Джордано «Сибирь (Куртизанка в Сибири)».
Постановщик – художественный руководитель и основатель одного из самых популярных и
посещаемых столичных театров «Геликон-опера» – народный артист России Дмитрий Бертман.
Оперетта «Летучая мышь» (создатели определили спектакль как «оперетта-бал с
сюрпризами»), поставленная больше 20 лет назад при участии Мстислава Ростроповича, — это
легкий флирт, праздничные розыгрыши, любовные недоразумения и искрящееся шампанское.
Сюжет хорошо известен даже тем, кто далек от музыки и вокального искусства благодаря
популярному одноименному музыкальному фильму.
А вот «Сибирь» — настоящий раритет. Она была поставлена в Италии в 1903 году, однако
в России впервые прозвучала лишь в 90-х годах XX века, причем именно в Красноярске. Эту
увлекательную мелодраму с трагическим финалом – перед глазами зрителей выстраивается
история куртизанки, которая пошла на каторгу в Сибирь вслед за своим возлюбленным и погибла
при попытке бежать, — называют «русской «Травиатой».
Композитор Умберто Джордано, а его супруга была из России, интересовался культурой
нашей страны (у него две оперы на русский сюжет). В «Сибири» заметно влияние мотивов из
произведений Толстого и Достоевского, а партитура насыщена русскими мелодиями: звучат и
песня бурлаков «Эй, ухнем!», и «Боже, царя храни», а балалайки играют попурри на темы русских
народных песен «Как во городе царевна», «У ворот, ворот батюшкиных» и «Под яблонью
зеленою».
— В этом спектакле показывается трагедия, поэтому здесь не будет иронии… Наша
ментальность имеет прямое отношение к любви: так как любят русские, как русские мстят или
ненавидят, так никто, ни в одной стране не проявляет свои чувства. У нас всегда крайности.
Поэтому наша любовь часто является разрушительной, становится в конечном итоге каторгой для
обоих. Мой спектакль именно про это, про русскую ментальность, связанную с тем, что мы живем
в холодной стране с горячим сердцем, — поясняет режиссер-постановщик «Сибири» Дмитрий
Бертман.