Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

Курганский театр драмы совершил с Брянским театром драмы имени А. К. Толстого приятнейший культурный обмен: пока брянские жители наслаждались творчеством наших артистов, курганская публика открывала для себя новые постановки. Взаимообмен, случившийся благодаря федеральной программе «Большие гастроли», принес всем сторонам массу самых сильных эмоций.

Не успев посмотреть всю программу брянских гостей, скажу, что важнейшее не пропустила. Речь, конечно, о «Поминальной молитве» по пьесе Григория Горина. Не видели? Тогда молитесь, чтобы увидеть это бриллиант в театральной афише снова. Надеюсь, что этот визит Брянского театра к нам не станет последним.

Писать, говорить хочется именно об этом спектакле, но в богатом репертуаре брянцев кроме постановки по повести еврейского классика Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», написанной в начале ХХ века, есть и Гоголь, и Островский, и Алексей Толстой, и современная драматургия. А к нам труппа из Брянска привезла две комедии, легендарную трагикомедию и веселый музыкальный спектакль для детей и взрослых «Бременские музыканты».

С популярным мюзиклом по советскому одноименному мультфильму Юрия Энтина и Василия Ливанова всё ясно: заводные, жизнеутверждающие песни Геннадия Гладкова доводят и современных ребятишек до радостного визга. Моя малолетняя соседка по ряду в таком упоении подпевала артистам, размахивая руками, что это можно было бы считать спектаклем в спектакле.

Сказку режиссер Владимир Бородин склеил из двух мультфильмов, сделав удачную «кальку» вплоть до копирования внешности и одежды главных героев, добавив от себя реалии из нашего времени вроде сотовых телефонов и иногда странного сериального поворота событий. Зато живо, энергично и очень музыкально.

Интерактива с публикой тоже хватало, порой даже страшно становилось, когда по залу бегала банда разбойников и отнимала у зрителей сумки и телефоны, а также взлохмачивала прически уважаемых «бюргеров». Сумки и телефоны, разумеется, тут же возвращались владельцам, но переживаний и незабываемых ощущений такой сценический прием добавлял не только детям, но и солидной публике.

«Тётки»: этот спектакль по пьесе неиссякаемого на бодрый юмористический экшн А. Коровкина под другим названием наши зрители видели прошлым летом в исполнении московского театра имени А. Пушкина с участием Веры Алентовой. В брянском варианте комедия осталась столь же запутанной и смешной, но по воле режиссера излишне щедро пересыпанной шутками уровня «Комеди Клаб», – таково мнение наиболее требовательных наших зрителей.

Другая комедия – «Ужин дураков» по пьесе французского драматурга Франсиса Вебера – это одна из историй про незадачливого и забавного героя, хорошо знакомого нам по ролям Пьера Ришара. Компания богатых друзей каждую среду устраивает ужин, на который один из них должен привести впечатляющего «дурака», не догадывающегося, что за «честь» ему уготована. Очередной чудик – Франсуа Пиньон в исполнении заслуженного артиста РФ Михаила Кривоносова – настоящий «подарок» для «коллекционера» Пьера: простодушен и наивен, и настолько увлечен своим хобби – макетами из спичек, что даже не заметил, как его жена ушла к другому. И однако он незаметно переворачивает всю жизнь Пьера и заставляет увидеть в ней самые важные вещи. А благодаря талантливой игре исполнителя главной роли, финал искрометной комедии становится по-настоящему философским и щемящим.

Брянский театр оказался не чужд экспериментов – восторженные отзывы у нашей публики оставил пластический спектакль «Любовное наваждение» – завораживающий хореографический вернисаж «картин» про любовь в ее разных проявлениях.

Но вспоминать как одно из самых больших театральных откровений будем всё же «Поминальную молитву» – жемчужину брянского репертуара, отшлифованную умелой рукой барнаульского режиссера Олега Пермякова. История, произошедшая в украинском селе, с еврейской семьей молочника Тевье более ста лет назад, удивительно и трагично созвучна со временем сегодняшним. Спектакль о разобщенности поколений, о непонимании друг друга, о национальной вражде, поставленный в Брянске в 2013 году, с новой силой гуманизма зазвучал как мощное предупреждение разжигающим страсти этой вражды.

«В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай!» — так начинается история села, где живет Тевье-молочник, его жена Голда и их пять дочерей. От семейной бедности дочерей спасло бы удачное замужество, но они готовы идти против воли отца, лишь бы сохранить свою любовь. И тянет свою телегу- свой крест бедняк Тевье, мягкой иронией, меткой шуткой отвечающий на новые удары судьбы, принимающий все с буддистской мудростью и спартанским стоицизмом. А судьба не заставит ждать и подкидывает все более тяжкие испытания – в виде еврейских погромов и потерь. И снова движется телега по кругу как символ библейского странствия по жизни среди руин привычного мира.

Крепкий актерский состав, который временно украсила совсем юная курганская исполнительница – дочка нашего актера, играет вдохновенно, на одном дыхании, так что зал то хохочет над меткостью шуток и тонким юмором еврейского народа, то плачет, задетый за самое живое, растроганный невероятным гуманизмом истории простых и добрых людей. Как телегу, с невероятной силой тянет за собой так же мощно и выразительный образ Тевье народный артист РФ Иосиф Камышев.

— Наш спектакль принимают очень хорошо везде, где бы мы ни играли, какой бы веры люди не были, — рассказывают брянские актеры. — Это спектакль о добре, о любви, о взаимопонимании. Когда мы еще работали над ним в 2013 году, то все наши знакомые, друзья, журналисты перед премьерой пересмотрели в интернете знаменитый спектакль Марка Захарова в Ленкоме, потом посмотрели наш и сказали, что наша постановка точно не хуже чем в Ленкоме.

Курганские зрители тоже остались под сильным впечатлением – овации и крики «браво!» не умолкали долго.

«Глубокий, вдохновляющий, мудрый спектакль о стойкости духа, об отношении к жизни, к семье, о борьбе с трудностями и самой важной способности — быть счастливым, несмотря ни на что», «мне кажется, что высшее мастерство — это заставить зрителя одновременно и радоваться, и грустить, и смеяться сквозь слезы», — с такими мыслями уходили зрители после увиденного и пережитого.

© ООО «Редакция газеты «Курган и курганцы»