Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

Как актерам театра приходилось днем рыть траншеи и разгружать баржи с зерном, а вечером играть спектакли, прерываясь во время авианалетов, чтобы прямо в сценических костюмах подниматься на крышу театра с баграми и огнетушителями.

На 22 июня 1941 года в Архангельском Большом театре (так тогда назывался нынешний Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова) был назначен утренний спектакль «Машенька» по пьесе А.Афиногенова. Но почему-то задерживалось начало. «Что случилось?» — гадали в зале, а после страшного сообщения зрители расходились, унося в себе растущую тревогу. Артисты и работники театра собрались на митинг. 

Тут же решили создать концертные бригады и уже вечером выступали на мобилизационных пунктах. 

С первых дней войны актеры активно участвовали в беседах и читках для частей Красной армии. Ежедневно шла напряженная работа: утром – репетиции, днем – концерты в воинских частях, вечером – спектакли. Только за первые полтора месяца войны артисты дали около 50 концертов.

На фронт ушли 82 работника театра.

Среди тех, кто ушел на фронт были вчерашние выпускники театрального училища, а несколько наиболее подготовленных девушек перевели в цензурный комитет при редакции газеты «Правда Севера». Деятельность театра намного усложнилась: не хватало актеров и обслуживающего персонала, недоставало материалов для декораций и костюмов. Но надо было перестраивать свою работу на военный лад. За кулисами театра, как и на любом предприятии во время войны, висел лозунг «Все для фронта!  Все для победы над врагом!».

Работники театра жили дружной семьей. Актерские жилые комнаты занимали все три этажа закулисной части огромного здания. Общими были тогда и горе, и радости.  С тревожным ожиданием слушали по радио сводки Совинформбюро, вместе радовались победным салютам. 

В праздники раскрывались двери всех комнат, в коридоре ставился общий стол, на котором объединялись скудные актерские пайки.

Условия военного времени требовали усиления охраны здания театра, введения круглосуточного дежурства работников и несения трудовой повинности. Вокруг театра, в саду и на набережной рыли траншеи. Творческому составу приходилось разгружать баржи с зерном в морском порту, участвовать в многочисленных субботниках и обеспечивать театральное здание топливом, которого вечно не хватало — в театре было очень холодно.

Зрители сидели в верхней одежде, но на каждом спектакле зал был полон.

Люди шли в театр вопреки тяжелой обстановке, несмотря на голод и налеты вражеской авиации. С 1942 года начались бомбежки, из-за которых иногда приходилось прерывать спектакль. Актеры из дежурной группы самообороны поднимались на крышу, а зрители спускались в бомбоубежище в подвале театра.

И почему-то чаще всего налеты вражеской авиации совпадали с показом спектакля «Мачеха» О. Бальзака. Только начнут второй акт — по радио объявляют воздушную тревогу. 

Дежурной группе переодеваться было некогда – так в костюмах прошлого века и выходили на крышу с огнетушителями и баграми. Зрелище было живописное, но некому было этим любоваться. На театр не упала ни одна зажигательная бомба или фугас. Но в конце войны произошел курьезный случай. 24 марта 1945 года театр пострадал от снаряда, но не немецкого, а своего: одно из орудий ПВО взяло неверный угол прицела и всадило снаряд в здание. Жертв не было, но дыра со стороны набережной образовалась большая.

Помощь театра фронту была разнообразной.  Артисты и работники театра  собрали в фонд обороны 10 тысяч рублей, отправляли подарки на фронт. В числе собранных для фронта теплых вещей были 12 полушубков, 4 тулупа, 10 пар теплых брюк, 6 пар валенок, 34 теплых рубашки, много белья, рукавиц, одеял, носков, шапок-ушанок, кисетов.  Верховный главнокомандующий высоко оценил помощь театра фронту и прислал коллективу благодарственную телеграмму. 

В 1942 году Архангельск посетил военный корреспондент Константин Симонов. Первым исполнителем поэмы «Сын артиллериста», написанной в это же время, стал артист Архангельского театра Сергей Плотников.

ПУТЁВКА

Концертная бригада театра зимой 1942 года выезжала на Карельский фронт. С комедией «Свадебное путешествие» и сборной концертной программой режиссер Х.Кожевников, актеры Д.Алексеева, Б.Горшенина, В.Соловьева  и др. выступали перед частями второго эшелона, но приходилось им бывать и на передовой.

ПРИКАЗ