Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

Шесть-семь концертов в день, сбор теплых вещей для бойцов и денег на покупку танков и самолетов, выступления на полевых станах и «Иван Сусанин» 8 мая 45-го года. Представляем фронтовую летопись Саратовского театра оперы и балета.

За пять дней до начала войны Саратовский театр оперы и балета выпустил первую премьеру летнего сезона – оперетту И. Кальмана «Осенние маневры». Перед самой войной особого нагнетания атмосферы страхов в городе не было и даже в тяжелые годы войны театр старался придерживаться тактики: нужно показывать жизнерадостные, светлые, утверждающие торжество света и разума произведения, воспитывать веру в победу человечности и добра. На афишу в первые годы войны ставятся самые известные опереточные названия: 22-26 июня 41-го проходит премьера «Голубой мазурки», 5-6 июля – «Веселой вдовы», 18-19 июля — «Свадьбы в Малиновке».

АФИША СПЕКТАКЛЯ ТЕАТРА НА ФРОНТЕ»

Тогда же стали давать первые спектакли в фонд обороны страны, а с конца 1941 года начались регулярные поездки творческих работников на фронт. Многие мастера сцены считали для себя долгом и большой честью участвовать в этих поездках.

ФРОНТОВАЯ БРИГАДА САРАТОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Первая фронтовая бригада саратовских артистов выехала с концертами на Юго-Западный фронт в январе 1942 года.

В состав бригады входили представители театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского — заслуженная артистка УССР А. Е. Станиславова, В. К. Басманова, А. Галкина и В. Баранова. По возвращении в Саратов участники поездки взволнованно рассказывали: «Об актёрах прослышали уже в пути. По тому, как восторженно встречали фронтовики каждое выступление, легко было понять, как мы нужны были».

«База, где предстоял концерт, — рассказывал руководитель фронтовой бригады Г. Слабиняк, — находилась в трёх километрах. Мы шли в пургу, с трудом прокладывая себе путь. Помещение было небольшое и холодное. Пар валил изо рта, но это обстоятельство не смутило певца Басманова. Во время концерта выяснилось, что танцорам выступать негде. Посовещавшись с комиссаром, достали топчаны. Восторженно встреченные бойцами, балерина Баранова и танцор Галкин виртуозно исполнили на этой своеобразной эстраде «Гопак» и «Яблочко».

В таких неимоверно сложных условиях артисты фронтовой бригады давали в день по 6-7 концертов, а солистка оперы А. Станиславова выступала до 8 раз ежедневно.

За 53 дня пребывания на фронте первой бригадой было показано 122 представления в воинских частях, госпиталях, прифронтовых городах и посёлках. Всего за годы войны саратовским театром было показано более 400 концертных программ и спектаклей.

Помимо выступлений артисты проводили с бойцами политбеседы, читали им газеты и письма, консультировали художественную самодеятельность, а порой выступали в качестве санитаров.

Коллектив театра провел большую шефскую работу по обслуживанию воинов Саратовского гарнизона, госпиталей, колхозов, школ и детских домов. Часть концертов, в которых принимали участие все ведущие артисты театра, была дана непосредственно на полевых колхозных станах. Меньше чем за год, к февралю 1942 г. солисты Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского дали 230 шефских концертов. Специально было подготовлено свыше 50 новых произведений советских авторов.

За годы войны в госпиталях и мобилизационных центрах прошло 1247 концертов Саратовского театра оперы и балета.

Помимо этого, артисты помогали государству материально: подписывались на займы, собирали теплые вещи для бойцов, деньги на покупки танков и самолетов. Силами коллектива театра для фронта было собрано 1030106 рублей. Всего же за годы войны денежные поступления от учреждений искусств Саратовской области составили 7350000 рублей, по подсчётам Д. Баринова, в том числе 2, 8 млн. рублей средств, собранных с концертов, спектаклей, представлений на боевую технику, вооружение, снаряжение и 2,6 млн. рублей прямых отчислений материальных средств в фонд обороны.

Годы войны сказались и на формировании актерской труппы театра.

Саратов, который стал прифронтовым городом,  принимал большие группы эвакуированных.

В труппу оперного театра в первые годы войны вливаются вернувшаяся в Саратов заслуженная артистка Украинской ССР А. Е. Станиславова, солист Рижской оперы Леонид Заходник, в Саратове активно гастролирует М.П.Максакова. В городе обосновывается Московский академический Художественный театр, затем эвакуируется коллектив Московской консерватории и среди его педагогов – композиторы А.М. Веприк, Г.И. Литинский, М.А.Меерович, Г.Я.Юдин. В концертах выступают прославленные украинские артисты М.И. Литвиненко-Вольгемут, И.С. Паторжинский, Зоя Гайдай. 16 августа 1942 года с Урала приехали в Саратов молодая певица Ольга Калинина и ее муж К. К. Трифонов, которые сразу включились в концертную деятельность. Город знакомился с певицей, которой в недалеком будущем предстояло умножить его славу.

В годы Великой Отечественной войны состав оперной труппы пополнился так же эвакуированными солистами Большого театра России.

В оркестре начали работать столичные музыканты. Целая эпоха в истории театра связана с главным дирижером театра Ниссоном Шкаровским, пришедшим в театр сразу после окончания войны.

Расширялся и репертуар театра. Остро потребовались отвечавшие времени современные художественные сочинения о героизме народа. Первым произведением, на котором остановился выбор саратовского театра стала опера Б. Мокроусова «Чапаев», либретто которой подготовил сам композитор на основе известной повести Д. А. Фурманова и документальных материалов. Состоялась первая премьера довольно редкой оперы Дж. Верди «Луиза Миллер» по трагедии Шиллера «Коварство и любовь», беспощадно обличавшей немецкую знать.

Последним спектаклем военных лет стал «Иван Сусанин», именно его играли накануне победы 8 мая 1945 г. Уходила в историю трудная и сложнейшая военная пора.