Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

Юбилейный 60-й сезон театр оперы и балета Республики Коми завершил гастролями в академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде. Это был «нижегородский дебют» — первый визит гостей в наш город. Шесть разноплановых спектаклей привезли они на суд зрителей. Путь от осторожного знакомства, полного скептической оценки, и до восторженного обожания прошли они за эти пять дней.

Первый день гастролей стал настоящей проверкой на прочность. Их старт начался на ура! Они представили красивую сказку загадочной Индии, в которой повествуется о несчастной любви и конфликте чувств и доводов разума. В этих великолепных массовых сценах были заняты даже семилетние воспитанники Детской студии классического балета, созданной при Театре. Экзотика и колорит Востока артистам удалось атмосферно передать в танце. Около ста костюмов было в распоряжении актеров. Более двадцати артистов приняло участие в постановке.

«Презентовали» нижегородцам свой театр ведущие солисты балетной труппы и исполнители главных партий: Наталья Супрун – Никия и Роман Миронов – Солор и Татьяна Бикмухаметова – Гамзатти. «Баядерка»– отличное начало и демонстрация возможностей крепкой команды.

Во второй день гастролей театр представил утренний и вечерний спектакли – балет «Приключения Чиполлино». Здесь прозвучала злободневная тема социального неравенства, борьбы за права простого народа (овощей и фруктов) и их противостояния преступным представителям власти, однако сказка о событиях в Овощном городе, с узнаваемыми характерами персонажей, рассказана с гротеском и юмором, а эмоциональная яркая музыка помогла не лишать постановку атмосферы беззаботного детства. Пусть, технически балет этот оказался не сложен, и сценография здесь иллюстративно упрощена, юным зрителям постановка очень понравилась: «Спа-си-бо!»,– скандировали они, как на стадионе, во время долгих аплодисментов.
Опера «Тоска»

Композитор Джакомо Пуччини
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по мотивам одноименной драмы Викторьена Сарду
Режиссер-постановщик – Илья Можайский

Режиссёрская концепция постановки стала ясна с первых же минут спектакля: В прологе на авансцене предстал зловещий Скарпиа, который подозрительно высматривал кого-то сквозь полупрозрачный занавес, напоминающий огромную паутину. Паук – шеф римской полиции заманит в сети взбалмошную певицу Тоску. А приманкой и жертвой станет художник Каварадосси, её возлюбленный.

Эффектная сценография усиливала нарастающий драматизм мрачностью европейской готики. Удачно были применены современные сценические эффекты. В верхней части сцены, визуально суженной декорациями, менялось проецируемое изображение. То это был лик Мадонны под сводом церкви, то в «окне» пылал огонь, как в аду пыточной. А в финале – мелькал ускользающий луч солнца и надежды, который сменило бездонное звёздное небо.

Главные партии исполнили приглашённые солисты: лауреаты международных конкурсов – Елена Аюшеева (г. Москва) и заслуженный артист республики Бурятия Чингис Аюшеев (Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко), а также солист театра – лауреат российских и международных конкурсов Алексей Петров (Скарпиа). Спектакль, даже несмотря на некоторые шероховатости, оправдал замысел и порадовал сильными голосами артистов.

Детский мюзикл «Свистопляска в тридевятом царстве»

Композитор – Егор Шашин
Либретто – Евгений Муравьев
Режиссер-постановщик – Евгений Недокушев

Творчество композитора, выходца из Нижнего Новгорода, Егора Шашина уже знакомо нашей публике по мюзиклу «Кот в сапогах», представленному в местном ТЮЗе. А работы либреттиста Евгения Муравьёва – ещё и по мюзиклам «Леонардо» и «Казанова»театра «Комедiя». Вместе авторы много и плодотворно сотрудничают, создавая музыкальные спектакли по мотивам известных произведений. Здесь эту премьеру представили дважды в первой половине дня.

Сюжет спектакля «Свистопляска в тридевятом царстве «берет истоки из народной сказки «Пойди туда, не знаю куда», но адаптируясь на самого маленького зрителя. Чтобы удержать внимание непоседливых малышей, диалоги и драматургия были сокращены до минимума – час сценического времени. Да и финал, где слабовольный Царь добровольно передаёт власть Андрею-стрельцу, кажется приторно недостоверным. Аннотация: «Без возрастных ограничений»– предполагает по закону, что никто из персонажей не должен пострадать. И тогда, над самим повествованием превалирует бодрая и ритмичная музыка, в стиле эстрадно-фольклорных площадных праздников, на которую дети реагируют, охотно и радостно хлопают ладошками ей в такт. Постановка произвела пёстрое впечатление, которое на местном сленге принято именовать «хохлома». Это был единственный гастрольный спектакль, в котором музыка звучала в записи, а солисты пели в маленькие микрофоны.

 

Оперетта «Бабий бунт»

Композитор – Евгений Птичкин
Либретто Кирилла Васильева и Михаила Пляцковского по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова
Режиссёр-постановщик — Илья Можайский
Дирижер-постановщик — Азат Максутов

Илья Можайский – главный режиссёр театра республики Коми, ранее поставил в Нижнем Новгороде два спектакля: оперу «Казаки»и мюзикл в водевильных тонах «Красавец – мужчина». Посмотрев его интерпретацию «Тоски», нижегородцы смогли познакомиться и с опереттой «Бабий бунт».

Выросло уже несколько поколений молодых зрителей, не знакомых с классикой отечественного музыкального театра. Произведение композитора Евгения Птичкина – типичный образец наивных и добрых оперетт прошлого. Тем не менее, сюжет его созвучен нашему времени «харассмента». Тема социального равноправия, конфликт внутрисемейный и исторический – всё это есть в незатейливой, но поучительной комедии о советских 20–х годах.

В казачьей станице случилась беда – бабы взбунтовались и требуют уважения к себе – не желают больше подчиняться мужьям. Вековые ценности попраны. Женщины покинули станицу и, кажется, что казаки сами справятся с их «пустяшной»домашней работой. Но всё в итоге обернётся против них. Мат в три хода – бабы начинают и выигрывают!

В одной из самых смешных сцен, появляются ряженые в цыган мужчины. И по сочетанию цветов в костюмах, в реалиях настоящего времени, что казаки, что цыгане – смотрятся одинаково утрировано и карикатурно. И тех и других отличает буйство красок и блеск атласа. Не обошлось без неожиданностей: в качестве подарка от любимого, вместо галош (по тексту), молодая казачка получает роликовые коньки и, тут же надев их, танцует и поёт.

Визуальные лубочные эффекты станичной пасторали – яркие цветочки, «бегающие»по потолку и стенам, использовались в утреннике «Свистопляска в тридевятом царстве», но теперь неожиданно возникли в вечернем спектакле.

Прошло более полувека, а постановки в стиле «Кубанских казаков», по–прежнему, неизменно встречают восторженный приём у публики.

 

Оперетта «Цыганский барон»

Композитор – Иоганн Штраус
Либретто Игнаца Шнитцера по мотивам новеллы «Саффи»Мора Йокаи, русский текст Василия Шкваркина
Режиссёр-постановщик – Михаил Гусев

Самая «взрослая»постановка – 1983 года завершала гастроли. И разница ощущалась в сравнении с премьерами, представленными в предыдущие дни. Фабула «Цыганского барона»едина, однако сюжет имеет различие в деталях. Порой постановщики слегка изменяют его, поэтому, каждый новый спектакль становится сюрпризом для публики. В данном случае за основу была взята советская пьеса Василия Шкваркина. Время действия в спектакле, как и в новелле «Саффи»Мора Йокаи – 18 век. Сюртуки, парики, шпаги соседствуют с нарочитой простотой провинциальной жизни. Впрочем, артисты порой использовали современную лексику, чтобы усилить комический эффект.
Молодой кутила – барон Баринкай (Андрей Ковалёв) в сопровождении прохвоста – слуги Стефана (Виталий Гудовский), пытается вернуть себе земли, брошенные 20 лет назад. Местный успешный свиновод Зупан (Алексей Петров) противостоит этому. Действо наполнено любовными коллизиями и многоугольниками взаимоотношений. Роль молодой цыганки исполнила Елена Аюшеева, уже знакомая зрителям по «Тоске». Но здесь она предстает в совершенно ином образе легкомысленной роковой красотки.

Мизансцены статичны, декорации практически не меняются. Режиссура минимальна. Это актёрский и композиторский спектакль, где динамика и красота музыкальной основы, помноженная на артистический талант, становятся главными. Наш добрый зритель искренне сопереживал героям и радовался их вновь обретенному семейному счастью.

Однако поднятая в начале гастролей высокая планка классического искусства (балет и опера), смазала эффект финальной постановки. Искушенной публике на их фоне она показалась облегчённой и простоватой. Пожалуй, среди привезённых спектаклей, не хватило большой русской оперы, для полноты представления Театра оперы и балета Республики Коми. Очень порадовал оркестр и дирижерская работа.

Общая беда многих театров, также нижегородского и Комиоперы, в том, что они вынуждены работать в зданиях, изначально для музыкальных постановок не предназначенных. Гости привезли с собой дорогое звуковое оборудование, чтобы выстроить баланс между оркестром и звучанием голоса со сцены. Нижегородские спектакли обходятся без этих приспособлений, потому наших солистов закаляют трудности, когда «яму»ещё нужно суметь перекричать. Сыктывкарским вокалистам, благодаря установленным микрофонам, не нужно было напрягать и усиливать звук самостоятельно. Немалое удивление вызвали и русские титры на «Тоске»– артисты пели на итальянском языке. Как оказалось, зритель в Нижнем Новгороде может и готов смотреть и такую версию.

Хотелось бы повторных гастролей театра в наш город. Быть может, в следующий раз в залах будут аншлаги?

 

Источник:  rewisor.ru