22, 23 и 24 октября на Большой сцене «Гоголь-центра» впервые в Москве будет показан спектакль «Что делать» Андрея Могучего по мотивам романа Н.Г. Чернышевского. Постановка станет завершающим событием «Больших гастролей» Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова в Москве.

Спектакль был создан Андреем Могучим в 2014 году и стал первой постановкой нового художественного руководителя БДТ на исторической сцене театра после масштабной реконструкции.

Андрей Могучий, режиссер: «“Что делать” – рискованный спектакль. Он был сделан семь лет назад и был моим первым спектаклем в роли художественного руководителя легендарного театра. Сам факт такого рискованного спектакля как “Что делать”, разрушающего стереотипы зрительского восприятия БДТ, уже был художественным актом, манифестом, событием, на каком-то непроявленном уровне определившим весь дальнейший ход развития новой художественной программы БДТ. На премьере спектакль был отвергнут критикой, с трудом воспринимался зрителями. Нас это тогда нисколько не смущало. Мы знали, что этот спектакль важен не успехом, а той художественной и человеческой правдой, которая была в нем заложена. В Москву приедет новая, реконструированная версия спектакля. Почему-то показалось важным показать ее в Москве именно сейчас».

«Что делать» — это спектакль-семинар, спектакль-диспут: партер превращен в амфитеатр, сцена – в кафедру, зрительный зал – в аудиторию. Главный герой романа – женщина. Главная тема – свобода. В основу спектакля лег роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», «учебник жизни», программная книга для просвещенной молодежи XIX века и первый феминистский роман в России, после которого было переосмыслено место женщины в жизни общества.

Инсценировку по мотивам романа Чернышевского написали петербургские драматурги Александр Артемов и Дмитрий Юшков, но сценическая версия пьесы создавалась в процессе репетиций: первоначальный текст менялся, дописывался, спектакль сочинялся в актерских импровизациях и дискуссиях.

После спектакля в зрительском буфете театра проходили «Диалоги» – дискуссии на темы, спровоцированные спектаклем БДТ и романом Чернышевского. 22, 23 и 24 октября в «Гоголь-центре» также пройдут «Диалоги», модератором которых станет журналистка радио «Эхо Москвы» Ольга Бычкова.

Показы спектакля Андрея Могучего «Что делать» на сцене «Гоголь-центра» завершают гастроли БДТ в Москве. Гастроли проходили с 13 сентября по 24 октября на нескольких театральных площадках – в театре «Современник», МХТ им. А.П. Чехова, Театре им. А.С. Пушкина, РАМТе, Театре им. Моссовета, «Гоголь-центре» – и стали самыми масштабными в новейшей истории театра.

БДТ возвращается домой в Петербург и уже 11 ноября примет зрителей на исторической сцене (набережная реки Фонтанки, 65), которая откроется после завершения работ по гидроизоляции подвала и трюма сцены.

Гастроли БДТ в Москве проводятся при поддержке Министерства культуры РФ и ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана и программы «Большие гастроли», а также при поддержке Фонда «Друзья БДТ».

Творческая группа спектакля «Что делать»:

Режиссер-постановщик – Андрей Могучий 

Сценическая адаптация романа – Александр Артемов, Андрей Могучий, Борис Павлович, Светлана Щагина, Дмитрий Юшков 

Художник-постановщик – Александр Шишкин 

Художник по свету – Стас Свистунович 

Художник по костюмам – Евгения Панфилова 

Композитор – Настасья Хрущева 

Видеохудожник – Константин Щепановский

В спектакле заняты: Нина Александрова, Борис Павлович, Григорий Чабан, Андрей Феськов, Леонид Нечаев, народные артисты России Ируте Венгалите, Валерий Дегтярь и Георгий Штиль, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков и Сергей Лосев, Виктор Княжев, Варвара Павлова, Антон Шварц, Алена Кучкова, Юлия Марченко, Евгений Славский и хор Festino. 

Продолжительность – 1 час 35 минут (без антракта)

Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет. 

Программа «Большие гастроли» реализуется ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России

Генеральный информационный партнер – ТАСС