Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

Дмитрий Бертман, народный артист России, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера»

Дорогие друзья, я хочу поприветствовать проект «Большие гастроли», потому что это действительно важнейший проект. И если раньше мы ездили в регионы от этого проекта и знакомились с тысячью, с тысячью пятьсот зрителями, то сейчас, в условиях этой дистанции, на которую нас посадила эта пандемия, именно благодаря проекту «Большие гастроли» Министерства культуры Российской Федерации мы смогли встретиться с тысячами, с тысячами!, с сотнями тысяч зрителей за один показ на платформе как раз «Больших гастролей».

И сейчас получается, что это Очень Большие гастроли, а не просто «Большие гастроли».

И я хочу сказать несколько цифр, которые для нас являются просто удивительными и являются просто тем счастьем, которым можно свою жизнь сейчас сделать немножко более позитивной: спектакль «Турандот» посмотрели 263 430 зрителей, «Орландо, Орландо» — 420 310 зрителей, гала-концерт «Рождественский бал» — 213 562 зрителя!

Это фантастика! Это практически за один показ спектакль смотрит такое количество людей, которое смотрит в театре за сезон!

Но это не говорит о том, что онлайн может заменить живой театр — естественно, это выход из положения. И мы невероятно ждем, когда откроется занавес и мы соединимся со зрителем во имя того спектакля, который в этот момент происходит, потому что зритель это тоже соучастник спектакля. И вибрация от этого спектакля зависит от двух сторон.

Я хочу еще сказать про то, что обычно к «Большим гастролям», когда мы ездили куда-то, мы готовились, а сейчас, к сожалению, специальной подготовки не было. Это чудо, что у нас оказались записи наших спектаклей благодаря каналу Культура, который сделал профессиональные многокамерные  записи с великолепным звуком, и эти спектакли мы показывали сейчас. Это канал ОТР, который тоже сделал несколько записей наших концертов. Канал Театр. Я благодарю наших партнеров за то, что они работали с нами, за то, что мы сделали такой фонд качества. Потому что сегодня очень важно, чтобы трансляция была не технической записью, а чтобы это была профессионально сделанная запись.

То, что проект перенесся в онлайн, опять же хочу сказать, что это выход из положения, и здорово, что здесь никто не отступил — и театры транслировали, и «Большие гастроли» охватили всю нашу огромную страну от Калининграда до Владивостока. Спасибо всем зрителям! Мы знаем, что в каждом из городов есть наши зрители «Геликон-оперы», мы вас приветствуем и желаем вам здоровья! Это очень важно!

Плюсы от этого формата — то, что мы с вами, вместе, остаемся на связи, и это самое главное. Минусы — это то, что мы с вами не можем встретиться и не можем «потрогать» друг друга, что мы не можем подарить энергию друг другу без четвертой стены. Все-таки экран — это четвёртая стена, но сейчас это выход.

И конечно я думаю, что в дальнейшем нам, театрам, и Министерству культуры, и департаментам культуры разных городов, надо думать как сделать так, чтобы профессиональная запись спектаклей была частью нашего госзадания.

Чтобы мы знали, когда выпускаем спектакль, мы делаем еще и телевизионную версию — профессиональную, многокамерную, со звуком. Это нужно не только для таких форс-мажоров, которые случились сейчас, это нужно как фонд, Золотой фонд культуры. Это фонд такой же, как газ, как нефть, это тоже самое. Это очень важно, особенно в музыкальных театрах, потому что музыкальный театр это особое искусство, это дар Божий у певцов, у балетных артистов, это огромный труд и это неповторяемо!

Спасибо огромное, «Большие гастроли», спасибо всем сотрудникам, кого я знаю лично, потому что я знаю, с какой любовью вы это делаете и главное, что вы любите Театр. Вы в эти сложные времена с нами находитесь постоянно на связи. Это очень ценно! Спасибо огромное!