Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности завершил оценку заявок с рецензиями участников I-го этапа Всероссийского конкурса театральных рецензий, проходящего в рамках Федеральной программы “Большие гастроли” (20 апреля – 30 июня 2020 года).

Лидерами состязания стали молодые критики из разных городов страны: Кирова, Архангельска, Екатеринбурга. Три лауреата будут награждены денежным призом, дипломом, стажировкой и правом публикации конкурсных рецензий в журнале «Театрал».

Победители I-го этапа Всероссийского конкурса театральных рецензий: 

Елена Иоос (г. Екатеринбург, ВГИК им. С.А. Герасимова — факультет «Драматургия и режиссура»),

Наталья Панишева (г. Киров, Вятский государственный гуманитарный университет — филолог, кандидат филологических наук)

Мария Атрощенко (г. Архангельск, Северный (Арктический) университет им. М. Ломоносова).

Конкурс театральных рецензий для молодых критиков стартовал 20 апреля 2020 года благодаря программе «Большие гастроли-онлайн» и главным условием для конкурсантов I этапа стало написание рецензии в публичных источниках (возможно на своей странице в социальной сети) на любой спектакль программы «Большие гастроли» (включая «Большие гастроли-онлайн»). 

«Самое неожиданное и невесёлое — отсутствие рецензий, которые бы написали студенты театроведческих факультетов, — отмечает председатель жюри, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС), Григорий Заславский. «Но среди пришедших и прочитанных текстов немало хороших, из которых видно, что театр по-прежнему волнует, заставляет думать и получает необходимое ему описание и осмысление. Было, из чего выбирать, даже спорить о лучших, в том числе с самим собой».

В конкурсе всероссийского масштаба приняли участие 79 молодых критиков из более трех десятков городов России. Всего поступило 89 заявок (четыре автора направили несколько материалов). Широкой оказалась и география конкурса. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, активное участие приняли театралы российских регионов (Оренбургская, Свердловская, Астраханская, Архангельская, Челябинская, Тверская и Калининградская области, а также Республики Башкортостан и Татарстан).

 «Работы, присланные на конкурс, четко делятся на любительские отзывы и профессиональные разборы. Порадовало то, что среди участников — филологи, журналисты, экономисты, люди из совершенно разных областей знания, но тем не менее, в большинстве своем, точно и подробно характеризующие увиденные спектакли», — поделилась член жюри, поэт и драматург, Елена Исаева.

Большинство конкурсантов уже получили высшее образование или проходят обучение. Абсолютным лидером по творческой активности оказался Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, который выставил на конкурс команду из 10 участников. По традиции активно откликнулись выпускники Московских университетов, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, РГГУ и другие. Также приняли участие молодые авторы из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, Тюменского государственного университета, Академии Бюджета и Казначейства при Министерстве Финансов РФ, Белгородского государственного института искусств и культуры  — по 2-3 журналиста (критика) от каждого вуза. 

Напоминаем, что конкурсанты могли смотреть в любое удобное время прямые эфиры и трансляции видеозаписей всероссийского виртуального гастрольного тура «Большие гастроли-онлайн». Подборка видео большей части спектаклей проекта доступна в YouTube–канале «Большие гастроли» — https://www.youtube.com/c/БольшиеГастроли или на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе ONLINE

12 июля 2020 года «Большие гастроли-онлайн» завершили свой первый сезон. Проект собрал 25 083 287просмотров зрителей. За 104 дня непрерывных интернет-трансляций было показано 109 спектаклей региональных и ведущих театров России, а также русскоязычных театров ближнего зарубежья. За период с 26 марта по 12 июля были представлены работы  79 театров из  51 города.  Виртуальный гастрольный тур за четверть года охватил половину страны — 47 регионов, включая русские театры соседних стран: из Алматы (Республика Казахстан), Сухума (Республика Абхазия), Ташкента (Республика Узбекистан), Минска (Республика Беларусь).

— Конкурс рецензий оказался чрезвычайно интересным и полезным. Такая «народная критика» без всяких экспертных комиссий позволяет увидеть, какие именно спектакли оказываются художественными лидерами в этом марафоне «Больших гастролей-онлайн». А современное интернет-пространство дает возможность свободного высказывания каждому, и без учета этого « гласа народа» вряд ли театр может существовать,  — прокомментировала член жюри Елена Дунаева, заведующая кафедрой искусствоведения Театрального института им. Б. Щукина.Конкурсантам необходимо было посмотреть любой спектакль программы «Большие гастроли» (включая «Большие гастроли-online») и написать рецензию в публичных источниках (возможно на своей странице в социальной сети).

Конкурс проходит в III этапа и завершится 20 декабря 2020 года. II этап состязания продлится до 30 сентября 2020 года.  

Состав Экспертной комиссии: Председатель Григорий Заславский — ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС), кандидат филологических наук, Елена Булукова — генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, Елена Дунаева — заведующая кафедрой искусствоведения Театрального института им. Б. Щукина, профессор, доктор искусствоведения, Марина Гайкович — заведующая отделом культуры «Независимой газеты», кандидат искусствоведения, Елена Исаева — поэт, драматург, сценарист, член Союза писателей и СТД РФ.