Единый всероссийский гастрольно-концертный план

Гайк Казазян (скрипка), лауреат Международного конкурса им П.И. Чайковского (2002 и 2015 гг.)

Конкурс имени Чайковского один из старейших и значимых конкурсов в музыкальном мире. И, конечно, я очень рад, что мне посчастливилось оказаться в числе лауреатов. Наверно, этому способствовали большой конкурсный и концертный опыт, правильно подобранная программа и соответствующая подготовка и то, что я уже второй раз участвовал в этом конкурсе.

Я начинал учиться в музыкальной школе-семилетке имени Саят-Новы в Ереване, в Армении. Потом продолжил обучение в музыкальной школе им. Гнесиных в Москве. Учился в Московской консерватории и аспирантуре Московской консерватории, а также в аспирантуре королевского колледжа музыки в Лондоне.

У меня было три главных наставника в моей жизни по скрипке и по специальности. В первую очередь должен отметить профессора консерватории Эдуарда Давидовича Грача, у которого я дольше всех учился – почти тринадцать лет: четыре года, пока занимался в музыкальной школе им. Гнесиных, в консерватории шесть лет и три года в аспирантуре.

Но начинал я в музыкальной школе-семилетке у Левона Зоряна, моего первого педагога, который дал мне прекрасную школу, о чем потом говорил Эдаурд Грач, когда я приехал к нему прослушиваться: «Ты получил прекрасную школу у себя в Ереване, ничего менять не надо, будем дальше только развиваться». Это и произошло.

И конечно же я должен отметить своего профессора в Лондоне Ицхака
Рашковский , у которого, к сожалению, не так долго учился, всего два года. Профессор Рашковский дал мне очень многое и с точки зрения европейской исполнительской школы, и много интересной информации.

Поэтому я этим людям, моим педагогам, очень благодарен!

У меня в мыслях не было участвовать в XV конкурсе Чайковского, так как в 2002 году я уже становился лауреатом. Также в моем «багаже» было много других конкурсов и лауреатсв, и, честно говоря, к тому моменту я зарекся играть на международных конкурсах, а собирался заниматься исключительно концертной деятельностью и творчеством.

Но, наблюдая, на каком высочайшем уровне собираются проводить конкурс (уже по конкурсу 2011 года можно было судить, что и в 2015 году тоже будет звездный состав жюри), возник большой соблазн выступить на этом замечательном мероприятии перед таким жюри и, опять же, перед московской публикой.

Поэтому я рискнул. Ну, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. В итоге я рискнул и «выпил шампанское», так можно сказать. Риск оправдался, все хорошо закончилось. Не жалею, что тогда сделал такой выбор. Наверно, это было спонтанное решение, принятое буквально за три месяца до конкурса. Конечно же, у меня была вся программа – практически 95% готово, надо было что-то повторять, что-то чуть-чуть изменить, но в общем-то я успевал.

Естественно, после конкурса жизнь изменилась. То есть ситуация была такова: до конкурса я гастролировал, у меня были концерты, но после конкурса, к которому приковано внимание всего музыкального мира, за которым, благодаря интернету, Medici.TV и другим ресурсам, наблюдало очень-очень много людей со всего мира, у меня появились какие-то новые контакты, новые приглашения, совершенно новые страны, города и организации, с которыми я прежде не общался. Это конечно же было прекрасно! Естественно, я получил гораздо больше предложений на выступления, чем это было до конкурса.

За прошедшие пять с половиной лет после конкурса появилась некая стабильность, укрепились связи с различными концертными организациями и концертными площадками, что дает уверенность и свободу для того, чтобы все свое внимание и время уделять именно творчеству, что самое главное.

В организации конкурса – и моего, и предыдущих, а также последнего, который был в 2019 году, – честно говоря, меня все устраивало, я не видел каких-либо ошибок или отклонений. Все было замечательно! А что касается вообще принципа организации концертов, мероприятий, мне кажется, очень важно в наше время правильно воспитывать вкусы публики, потому что от того, как формируются программы концертов, выступлений и так далее, зависит, как публика ходит на концерты.

Например, если некоторые концертные организации считают, скажем, что нельзя играть много музыки Шостаковича, Прокофьева или других прекрасных композиторов, потому что публика хочет слушать только Пьяццоллу, то это конечно же неправильно! Таким образом через несколько лет публика, естественно, будет слушать только Пьяццоллу, а гениальные произведения великих композиторов уже будут ей чужды, к сожалению. Поэтому я хотел бы пожелать «РОСКОНЦЕРТУ», правильно формируя программы, влиять на вкус публики.

Хотелось бы пожелать, чтобы приобщение к искусству у начинающих молодых людей было бы очень интересным, ярким и искренним.

Вот слова замечательного, выдающегося скрипача Гидона Кремера, сказанные однажды в интервью, в котором он пожелал молодым людям: «Играйте только тогда, когда вам есть что сказать». Я думаю, что эта фраза очень многозначительна, и действительно нужно руководствоваться ею, если молодые люди решают посвятить свою жизнь творчеству.