Ежегодная общероссийская программа гастролей театров

150 лет Пермскому театру оперы и балета им. П.И. Чайковского!

Театр построен на средства горожан

24 ноября 1870 года на сцене театра в Перми была представлена первая премьера — опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Уже через десять лет театр переехал в трехэтажное каменное здание, построенное, что примечательно, полностью на пожертвования горожан. В память о строении ХIX века в здании 1959 года постройки, в котором сейчас и работает пермская труппа, сохранили часть старинной кирпичной кладки.

Дягилевский фестиваль

Большой вклад внес видный общественный деятель Перми Павел Дягилев. Его внук Сергей Дягилев, в будущем знаменитый импресарио труппы «Русский балет», до отъезда в Петербург наверняка был частым зрителем Пермской оперы. Личности Сергея Павловича посвящен ежегодный Дягилевский фестиваль, благодаря которому Пермь последнего десятилетия называют «русским Зальцбургом».

Городская театральная дирекция

С Пермской оперой связано и другое уникальное явление в истории отечественного театра. В 1895—1902 театром управляла первая и единственная в России Городская театральная дирекция, в состав которой вошли влиятельные пермяки, а также представители искусства. Отказавшись от услуг частных антрепренеров, дирекция занималась формированием труппы, репертуара и гарантировала финансовую стабильность театра. Так, в первый год работы дирекции театр завершил сезон не только без дефицита, но и даже с небольшим доходом. Поэтому в Пермь стремились лучшие певцы той эпохи и по уровню исполнения оперы губернский город мог потягаться со столицами.

«Дом Чайковского»

Поклонники Пермского театра между собой называют его Домом Чайковского — с 1965 года театр носит имя композитора, здесь в разные годы были поставлены все его сценические произведения. Одна из первых постановок из его наследия — опера «Орлеанская дева».

Традиции петербургской балетной школы

Несмотря на то, что первая балетная премьера в Перми («Жизель», Адольф-Шарль Адан) состоялась в 1926 году, профессиональная труппа под названием Пермский балет сформировалась значительно позже, когда прошел первый выпуск Пермского хореографического училища. Учебное заведение появилось в годы Великой Отечественной войны на базе эвакуированного из Ленинграда хореографического училища и до сих пор сохраняет преемственность традиций петербургской балетной школы. В дальнейшем, возглавившая училище Людмила Сахарова, привнесла в обучение черты и московской школы. Любопытно, что расцвет и взлет Пермского балета связан с именами двух хореографов-петербуржцев — Николая Боярчикова и Алексея Мирошниченко.

«Пермский Баланчин»

С балетной труппой театра связан и феномен «Пермский Баланчин». Инициатором и идеологом проекта выступил ведущий танцовщик театра и искусствовед Олег Романович Левенков. Благодаря ему пермские артисты одними из первых в России начали исполнять хореографию Джорджа Баланчина по лицензии, то есть в сотрудничестве с его Фондом и в соответствии со стилем и техникой величайшего хореографа ХХ века. С 1996 года в репертуаре труппы сформировалась своеобразная коллекция, или «баланчиада», в которую уже вошли 12 балетов.

Рекордсмен «Золотой маски»

Пермский театр по праву можно назвать и рекордсменом по числу номинаций и наград одной из главных театральных премий страны — «Золотая Маска». За 25 лет существования фестиваля-конкурса и премии пермский театр был номинирован 176 раз и стал обладателем 29 «Масок». Первых наград удостоены постановки «Дон Паскуале» (1996) и Ballet Impérial (2004).